Общественный диалог о будущем Ида-Вирумаа не может быть тестом, в котором предусмотрен только одним масляный вариант ответа, пишет Мадис Вассер.
Недавно можно было прочитать новость о том, как цена на сырую нефть в США в результате перепроизводства и низкого потребления ушла в свободное падение и, приземлившись в итоге, стала равна минус 37 долларов за баррель. Хорошо, Эстония зависит от другой стоимости, сырой нефти Brent, которая на момент написания введения к данной статье ещё не провалилась сквозь пол, но все же чётко движется в том же направлении.
Поднявший общественную волну новый сланцевый маслозавод «Eesti Energia» продолжают хвалить как надёжный, с «защитой от дурака»; называют его планом по обеспечению будущего расцвета Ида-Вирумаа. Учитывая, что волатильность (тенденцию изменчивости цены) цен признаёт даже сам сланцевый сектор, то кого именно дурят?
Сюрприза нет
Кажется, что местные эксперты по топливу или не читают международных рапортов, или выделяют из них только приятную для себя информацию. Нынешняя ситуация на мировом рынке сланцевого масла не может быть сюрпризом, поскольку эту возможность осветили ещё в рапорте 2019 года, составленном при участии ООН, даже до всевозможных коронакризисов: многие державы вкладывают в рост экспорта своего производства, в то время как другие ставят целью уменьшение количества импортного топлива.
В результате логичное избыточное инвестирование, заброшенные запасы, рабочие и сообщества. По этой причине мы и видим сегодня в некоторых регионах негативные цены на топливо. В течение многих лет негосударственные объединения подчёркивали, что в контексте более чистого и более благоприятного для климата будущего потребителям не нужно это сланцевое масло.
Сейчас мы видим, что даже самим производителям это масло не нужно! «Eesti Energia» вкладывает в долгосрочные тренды, показывающие стабильную и высокую цену масла – в тени этого наша государственная компания надеется, что европейская климатическая политика полностью рухнет.
Но тот, кто хоть немного изучал формирование цены на углеродную эмиссию, хорошо знает, что эта цена формируется преднамеренной политикой, которая уже была неоднократно и без особого уведомления ужесточена.
Кроме того, «Eesti Energia» подрывает собственную опору (как в переносном, так и в прямом смысле), продавая технологию Enefit за рубеж, чтобы затем конкурировать с этими новыми производственными подразделениями. Конечно, эстонское государство может решить платить производству сланцевого масла больше прежнего, но где-то же должен быть предел?
Будущее Ида-Вирумаа
Если будет маслозавод, то должен, конечно же, быть и завод по предварительному рафинированию масла: производство первого без второго – ниже стандартов, и для второго не достаточно сырья без первого. Не понятно, почему правительство продолжает разводить демагогию в этом вопросе.
После положительного решения о финансировании руководитель «Eesti Energia» Хандо Суттер сказал, что открытый диалог вокруг этого приветствуется. В то же время, ковш уже фактически занесен – как можно в свете этого и дальше развивать содержательную дискуссию?
Дискуссия, конечно, продолжается. В тот же день, когда в США искали дурака для покупки нефти, в эстонском Рийгикогу состоялось обсуждение будущего Ида-Вирумаа. Юри Ратас описал роль маслозавода в финансировании справедливого перехода региона, как деятельность, «которая ничего не даёт, но и не ухудшает».
Таким образом, это игра с нулевой ставкой, которую решили провести просто для удовольствия. Кроме того, становится ясно, что нет информации о влиянии конкретного маслозавода на здоровье населения. Если бы информация и была, возможно её скрывают аналогично анализу экономической рентабельности маслозавода?
Я согласен с мнением Евгения Осиновского в зале Рийгикогу: надеяться, что чем больше мы инвестируем в эту область, тем лучше будет и Ида-Вирумаа, – опыт этого, к сожалению, не подтверждает ни у нас, ни в одной другой стране, где была подобная проблема.
Общественный диалог о будущем Ида-Вирумаа не может
быть тестом, в котором задан только один масляный вариант ответа. У разных
сторон, конечно, свои цели, другое понимание проблемы, собственные решения и
способы их осуществления. Но сейчас у нас есть реальная возможность прояснить
эти темы, а не дистанцироваться друг от друга в социальном плане.
Мадис Вассер, эксперт по защите интересов Эстонского Зеле
Мадис Вассер, эксперт по защите интересов Эстонского Зеленого Движения